Едва ли кто-то из путешественников, побывавших в Марракеше, не заглянул в сад Мажореля. В этом небольшом зеленом оазисе с фонтанами, бамбуковой рощей и пальмами даже в самые жаркие месяцы царит прохлада и уединение. Расположенный в новом городе, на расстоянии пешей прогулки от Медины, сад так контрастирует с ней по цвету, духу и атмосфере, что достоин отдельного рассказа.
Жак Мажорель был художником и сыном известного дизайнера мебели из Нанси Луи Мажореля. Во время Первой мировой Жак заболел туберкулезом, демобилизовался и решил сменить климат. В 1917 году он приехал в Марокко по приглашению друга своего отца, генерала Юбера Лиоте, командовавшего французскими войсками в этой стране.
Из Касабланки живописец вскоре перебрался в Марракеш, где через несколько лет купил землю, разбил сад и построил дом, вошедший в историю благодаря его насыщенному кобальтовому цвету. Впоследствии этот оттенок был официально зарегистрирован как «Синий Мажорель». Вдохновением для художника стал цвет марокканских изразцов и декоративных элементов зданий, который берберы также использовали в одежде.
Внутри здания, построенного в стиле кубизма парижским архитектором Полем Синуаром, располагалась студия, где Мажорель писал свои произведения. Синий стал основным, но не единственным цветом виллы: его оттеняют лимонно-желтый, оранжевый, а также зелень самого сада. Мажорель был страстным ботаником-любителем и на протяжении почти сорока лет собирал коллекцию растений со всего мира, особое место в ней занимали всевозможные кактусы. В памяти потомков именно сад стал главным творением художника, затмив его картины.
Однако на поддержание всего этого великолепия в жарком, засушливом климате с сильными ветрами требовалось много денег, и в 1947 году Мажорель был вынужден открыть сад для посетителей. Позже из-за развода и нескольких тяжелых ДТП ему пришлось продать часть сада и виллы, а то, что осталось, пришло в упадок. Последние годы своей жизни художник провел в Париже, где умер в 1962 году.
Спасти сад удалось благодаря Ив Сен Лорану. Дизайнер вместе с Пьером Берже впервые открыли для себя этот оазис в 1966 году, а в 1980 решили выкупить его, когда узнали, что на этом месте планируется построить отель. Они возродили сад, добавили много новых растений, провели автоматическую систему полива. В студии художника Сен Лоран и Берже открыли музей берберской культуры, в котором выставлена собранная ими самими коллекция.
«Вот уже много лет, как я нахожу в саду Мажорель неиссякаемый источник вдохновения, и мне часто снятся его неповторимые цвета и краски», — писал кутюрье.
После его смерти, прах развеяли в саду, а виллу передали специальному фонду. Улица, на которой, расположено здание, получила имя Ив Сен Лорана. А в октябре 2017 года в Марракеше должен открыться совершенно новый музей, посвященный дизайнеру.
1
Добавить комментарий